29 марта, Пятница
Газета Газета
Предложить свою новость
Прямая линия Прямая линия
Последние новости
Общество 29.03.2024, 17:45
В Дзержинском районе растет угроза подтопления в связи с подъемом паводковых вод
В Дзержинском районе растет угроза подтопления в связи с подъемом паводковых вод
Социальная сфера 29.03.2024, 17:13
Многодетная семья из Людиновского района рассказала, каким видит будущее своих детей
Многодетная семья из Людиновского района рассказала, каким видит будущее своих детей
Общество 29.03.2024, 17:03
Из Калуги вновь открывается авиасообщение с Калининградом
Из Калуги вновь открывается авиасообщение с Калининградом
Общество 29.03.2024, 16:30
Сотрудники Хвастовичской сельской администрации провели первый субботник
Сотрудники Хвастовичской сельской администрации провели первый субботник
Общество 29.03.2024, 15:45
В Мещовском районе школы выступили со своими инициативами по развитию инфраструктуры
В Мещовском районе школы выступили со своими инициативами по развитию инфраструктуры
Общество 29.03.2024, 15:44
В Калужской области стартовала информационная кампания «Останови огонь!»
В Калужской области стартовала информационная кампания «Останови огонь!»
Общество 29.03.2024, 15:15
В Калужской области идет реконструкция моста через реку Суходрев
В Калужской области идет реконструкция моста через реку Суходрев
Общество 29.03.2024, 15:00
Алексей Гунько: «Никому не позволено безнаказанно уничтожать ни в чем не повинных людей»
Алексей Гунько: «Никому не позволено безнаказанно уничтожать ни в чем не повинных людей»
Общество 29.03.2024, 14:46
Дети из Людинова поучаствовали в конкурсе «Мой папа самый лучший»
Дети из Людинова поучаствовали в конкурсе «Мой папа самый лучший»
Общество 29.03.2024, 14:37
Министерство просвещения России дало рекомендации родителям для детей как обезопасить их в интернете
Министерство просвещения России дало рекомендации родителям для детей как обезопасить их в интернете
Общество 29.03.2024, 14:24
В Калужскую область возвращаются аисты
В Калужскую область возвращаются аисты
Общество 29.03.2024, 14:05
Ветераны СВО проходят реабилитацию в калужском санатории
Ветераны СВО проходят реабилитацию в калужском санатории
Общество 29.03.2024, 13:18
В Калужской области проводят конкурс «Женщина – хозяйка села»
В Калужской области проводят конкурс «Женщина – хозяйка села»
Общество 29.03.2024, 12:22
Фракция «Единая Россия» Законодательного Собрания Калужской области продолжает помогать участникам спецоперации
Фракция «Единая Россия» Законодательного Собрания Калужской области продолжает помогать участникам спецоперации

Нигилист или ротозей?

Общество 04.08.2021, 08:00

Калужские учёные составляют портрет водителя-«встречника».

Так кто же он такой – виновник аварий с выездом на встречку? Тот, кто вечно везде опаздывает? А может быть, это крайне неуверенный в себе человек? Или, напротив, излишне самоуверенный – тот, для которого вся жизнь игра, а опасная езда – способ получить очередную порцию адреналина?

Человеческий фактор

В Калужском филиале РАНХиГС создана специальная рабочая группа под руководством заместителя директора по научной работе, доцента, кандидата экономических наук Дмитрия Тютина. Ученые, входящие в состав этой группы, анализируют причины аварийности на дорогах из-за нарушений ДТП с выездом на встречную полосу, происходящие из-за пресловутого «человеческого фактора». Фактически они работают над составлением портрета водителя-«встречника». Сегодня Дмитрий Васильевич – гость нашей редакции.

– Дмитрий Васильевич, расскажите подробнее о создании группы. Кто в нее входит? Что должно стать итогом вашей работы?

– Наша исследовательская группа сформирована по инициативе заместителя губернатора области Ольги Ивановой. В ее состав включен клинический психолог. Мы занимаемся изучением психологических причин ДТП, связанных с выездом на встречную полосу. У нас есть четкое понимание, что изучение психологических причин должно строиться не на анализе субъективных установок отдельных участников дорожного движения. Вопрос следует рассматривать с точки зрения более широкой перспективы – с позиции психологических реакций участников движения на возникновение неблагоприятных дорожных ситуаций (в том числе провоцирование) и реагирования на них. Эту работу мы начали в мае и надеемся завершить до конца года. Результатом проекта должны стать определенные рекомендации, к содержанию которых мы можем вернуться при следующей встрече.

Сел за руль – долой мобильник!

– Можно ли уже сейчас говорить о причинах ДТП с выездом на встречку?

– Как показывают результаты начального этапа исследования, спектр причин таких ДТП достаточно широк. Безусловно, большая их часть является субъективными: темперамент водителя, его склонность к риску, наличие «положительного» опыта безнаказанных нарушений в прошлом. Нельзя исключать краткосрочные влияния – состояние стресса, нестандартная дорожная ситуация, отвлекающие факторы (мобильный телефон, например).

При этом я бы не исключал наличие объективных факторов. Все-таки многие наши города проектировались в тот период, когда уровень автомобилизации был значительно ниже и градопланировочные документы не учитывали столь стремительного роста автомобильного парка.

– Каковы поведенческие характеристики людей, совершающих ДТП с выездом на встречку?

– Более детальную позицию я смогу привести ближе к завершению нашего исследования, когда мы получим информацию про проводимому опросу. Кстати, для его проведения мы привлекли региональную сеть филиалов РАНХиГС, что позволит нам охватить широкую группу респондентов. Именно этим опросом мы постараемся выявить основные поведенческие характеристики, побуждающие водителей нарушать ПДД, совершая выезд на полосу, предназначенную для встречного движения.

От ДТП никто не застрахован

– И все же водитель-«встречник» – это какой-то особый тип личности или виновником такого ДТП может стать любой?

– В ходе нашей работы мы провели консультации с разными группами экспертов включая сотрудников ГИБДД, изучили имеющиеся аналитические документы по теме, в том числе международные. Могу с уверенностью сказать, что от подобных ситуаций не застрахован ни один водитель.

Причина банальная: динамизм современных процессов на рабочем месте, в быту, в социуме заставляет нас становится многозадачными, увеличивает нагрузку на психоэмоциональную сферу, становится причиной усталости и даже стресса.

Мы пытаемся все успеть, соответствовать ожиданиям, запросам, установкам, поэтому часть процессов выполняем на подсознательном уровне, включаем внутренний «автопилот». Как следствие – мы не всегда можем контролировать изменяющуюся ситуацию, в том числе на дороге. И даже законопослушный водитель может совершить нарушение.

С другой стороны, результаты нашей работы показывают, что есть определенная группа водителей, которые имеют наибольшую склонность к совершению подобных правонарушений. Изучение их поведенческих установок представляет собой отдельную задачу исследования, мы будем проводить его совместно с ГИБДД.

Мы уже сейчас видим, что существует определенный процент водителей-нигилистов, для которых нарушение является своеобразной нормой. Это наиболее сложная категория с точки зрения профилактики. Штрафы и более суровые наказания, связанные с лишением права управления транспортным средством, не всегда являются убедительным аргументом для этой категории водителей. Даже имея их очень точный психологический портрет, законодательно закрепленный арсенал средств для коррекции их поведения весьма ограничен: к каждому потенциальному нарушителю невозможно приставить экипаж ГИБДД!

Помните о близких!

– Можно ли все-таки каким-то образом пресечь опасную езду таких людей? Как профилактировать такие ДТП?

– Международная практика показывает, что выходом здесь является активная и даже в ряде случаев агрессивная пропаганда. Потенциальный нарушитель должен понимать и видеть возможные последствия своих действий. Поэтому в некоторых школах демонстрируют видеофильмы, показывающие развитие дорожной ситуации, возникающей вследствие нарушений, и соответствующие последствия, демонстрируются фото- и видеоматериалы с мест ДТП, приводится статистика травматизма и смертности.

Я думаю, что это правильный путь: показать будущему водителю последствия подобного поведения на дороге. Если эту меру дополнить информационными стендами, размещаемыми на объектах дорожной инфраструктуры, это будет способствовать рефлексии негативного опыта и заставит всех нас быть более сдержанными, находясь за рулем.

– О чем должны помнить водители, каков должен быть их внутренний настрой перед выездом из дома, чтобы их поездки обошлись без ДТП с выездом на встречку?

– Как бы ни банально это прозвучало, но думаю, что всегда нужно помнить о своих близких, понимать, что у других участников дорожного движения тоже есть близкие. Ни один эффектный и рисковый маневр на дороге не стоит чьего-то здоровья или, хуже того, жизни.

Фото из открытых источников.

Новости по теме
В Дзержинском районе растет угроза подтопления в связи с подъемом паводковых вод

В Дзержинском районе растет угроза подтопления в связи с подъемом паводковых вод

Многодетная семья из Людиновского района рассказала, каким видит будущее своих детей

Многодетная семья из Людиновского района рассказала, каким видит будущее своих детей

×

Предложить новость

 
Название*

Привязка к разделам*
Детальное описание*
Ничего не найдено
Детальная картинка*
Защита от автоматического заполнения CAPTCHA
Введите слово с картинки*:
Яндекс.Метрика