– Нужно было установить антенну на многоэтажный дом, чтобы обеспечить устойчивую связь между подразделениями. На крышу в броне не пролезть, а у меня еще труба металлическая метра три, деревянная мачта пару метров да плюс сама антенна – два метра. Бронежилет скинул, все затащил, собрал. Смотрю вниз – там бой идет, взрывы, стрельба, люди бегают... И кажется, не со мной все происходит. Быстро поставил антенну, зафиксировал. И тут надо мной дрон завис, и непонятно чей. Чувствую, надо уходить быстрее, ведь я на крыше один, открыт для всех, и сейчас будет обстрел. Но ничего, успел – сделал дело и быстро ушел вниз. Стрельба началась уже потом, – вспоминает житель наукограда Сергей Устюгов.
Бойцы ЧВК Вагнер в Бахмуте.
Артерии Победы
– Связь – это сосуды боевого организма, нет связи – нет продвижения вперед, – говорит Сергей.
Взятие Бахмута (Артёмовска) – одно из ключевых событий на СВО. С элитными частями ВСУ здесь сражались разные подразделения российских войск. Но наибольший вклад в победу на этом важном направлении внесли бойцы ЧВК «Вагнер».
В составе «музыкантов» и служил Сергей Устюгов.
Его основной задачей стало обеспечение устойчивой связи между различными подразделениями, а также установка и обновление ключей шифрования. Потеря даже одной радиостанции, если она попадет в руки противника, способна парализовать наступление целого корпуса. Если враг перехватывает наши переговоры, ведение эффективных боевых действий становится невозможным. Сергей рассказал, что для минимизации рисков прослушивания применялись различные методы. Например, для передачи критически важной информации иногда привлекали бойцов из Тувы или других республик. Их национальные языки и диалекты противник не мог оперативно распознать и перевести, что позволяло успешно выполнять поставленные оперативные задачи.
Путь солдата
Отец Сергея Устюгова русский, мама – белоруска. Он родился в белорусской Орше в 1989 году, а среднее образование получил уже в России. После школы Сергей решил освоить профессию строителя и даже поступил в колледж, но тут из военкомата пришла повестка.– В 18 лет меня призвали на срочную службу, – рассказывает Сергей. – Попал в 10-ю бригаду спецназа ГРУ. Было интересно: там я совершил программу прыжков, были еженедельные стрельбы, тактика, специальная подготовка и другие интересные мероприятия.
Сергей получил военно–учетную специальность «снайпер–разведчик». Через год вернулся домой, познакомился с будущей женой, устроился на оборонный завод в Наро–Фоминске.
За событиями в Донбассе пристально следил с 2014 года. Надеялся, что все это быстро закончится, а Россия и Украина будут дальше жить одной семьей. Но не случилось.
– Моя тетя еще с семидесятых годов жила в Мариуполе, – вспоминает Сергей. – Она почти пять месяцев просидела в подвале, пережила все зверства ВСУ, пока наши войска не освободили город.
Спецоперация продолжалась, и Устюгов принял решение пойти на СВО добровольцем, хотя на заводе имелась бронь. На тот момент его ребенку исполнилось три месяца.
– Непростое решение, но кому–то надо защищать родных и близких. Жена меня поняла. Получил благословение у своего обнинского духовника отца Владимира, – говорит Сергей.
Он оформил все дела на заводе, вышел в неоплачиваемый отпуск и в середине октября 2022 года отправился на полигон в Краснодарский край.
– За две недели подготовки я получил колоссальный объем знаний и практического опыта, – рассказывает Сергей. – Пришлось усовершенствовать некоторые армейские навыки. К примеру, если в регулярных войсках нас учили стрелять из боковой стойки, то штурмовики применяют фронтальную, чтобы максимально использовать защиту бронежилета. То же самое со стрельбой: в классическом варианте один глаз закрывают, а в реальном бою необходимо целиться, используя оба глаза, для поддержания периферийного зрения.
После интенсивной подготовки новобранцы отправились в Луганскую Народную Республику. А дальше был Бахмут…
Контракт Сергей заключил на четыре месяца, но пробыл на СВО все восемь – до окончания Бахмутовской операции.
Домой вернулся с многочисленными наградами, среди которых медаль «За отвагу» и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
В мирной жизни
Вернувшись в Обнинск, Сергей восстановился на родном заводе. Кстати, многие заводчане даже не знали, что он был на СВО. Чуть позже в семье родился второй сын. Жена предложила поучаствовать в программе «Время героев», но там набор уже закончился, и Сергей подал документы в региональную программу «Герои земли Калужской». Здесь ему помог Фонд «Защитники Отечества».Сегодня более половины программы обучения уже позади. Сергей с интересом познает для себя новое. Самое главное, по его мнению, это люди и знакомства.
О том, что довелось пережить на спецоперации, о ежедневных артобстрелах, атаках вражеских дронов, Сергей рассказывает обнинским школьникам на уроках мужества. С особой теплотой он вспоминает своих боевых товарищей, особенно тех, кто навсегда остался в Бахмуте.

- Программа «Герои земли Калужской» нужна для нас – тех, кто прошел СВО. Есть куда стремиться, есть чему учиться. Нам помогают психологически адаптироваться на гражданке, использовать наш опыт в деле военно–патриотического воспитания молодого поколения.
Судьбы связующая нить
- Вон как судьба повернулась: прадед был связистом, и я связист, хотя в армии был снайпером, - размышляет Сергей.Про своих предков Сергей знает от бабушки, которая рассказывала ему о своих отце и брате.
Его прадед Владимир Самойлович Смертин был родом из Вятской губернии (ныне Кировская область). Великая Отечественная война для Владимира Смертина стала третьей по счету. До этого были Гражданская и Финская. Он отправился добровольцем в один из самых сложных этапов войны, когда немцы уже стояли под Москвой. Боевой путь Смертина начался 13 января 1942 года. Согласно документам он попал в 385-ю стрелковую дивизию. С февраля 1942 года 385-я дивизия в составе 10-й армии (командующий - генерал-майор В. С. Попов) была передислоцирована в район деревень Шемелинки - Высокая Гора - Каськово - Замошье (ныне Барятинский округ). Шаг за шагом, метр за метром они освобождали Калужскую землю. В июле 1942 года дивизия начала наступление в направлении Крутое - Шупиловка Людиновского района. Бои там шли особенно жестокие, немцы создали на этом участке фронта прочную оборонную линию.
Именно в этих боях Владимир Смертин пропал без вести. По должности своей он был связистом. Тянули линию связи, фронтовую. Его сослуживец, с которым до войны жили в одной деревне, рассказывал, что тяжелораненого Владимира он оттащил под березку, а сам продолжил работу, потому что связь была нужна. А так как фронт переходил из рук в руки, шли артиллерийские и танковые бои, Владимир так и сгинул навсегда на тех людиновских рубежах.

Его сын Иван Владимирович Смертин - тоже участник Великой Отечественной войны. Танкист –тогда это была одна из самых престижных воинских специальностей. Поступил на службу в РККА еще в 1939-м, демобилизовался в 1946-м, освоил на тот момент практически все танки, состоявшие на вооружении Советского Союза. Прошел всю войну, получил немало боевых наград, после войны женился, в семье появилась дочь Татьяна, которой суждено было стать известной поэтессой. Скончался Иван Смертин в 1988 г. в городе Барань в Белоруссии, там и похоронен.
Игорь ФАДЕЕВ
Фото Виталия ВЕРЕСКУНА и из архива Сергея УСТЮГОВА

Газета
Прямая линия











